У всех парятся, у нас наслаждаются!
Logo
sitemap
Send
 
     
 
На заметку — Бизнес-программа
 
 

Картинка 7 из 35138Как свидетельствуют находки археологов, уже в глубокой древности существовали специальные сооружения, которые, без сомнения, можно считать прообразами современных бань.

В качестве источника тепла первобытные люди использовали либо горячую воду, либо раскаленные камни. Вероятно, открыть полезные свойства горячего пара и воды человеку каменного века помог случай. Оценив должным образом эту находку, он начал широко ее использовать.

Древнегреческий историк Геродот считал, что бани у многих народов возникли практически одновременно. В своем знаменитом произведении он описал банные обычаи и традиции, существовавшие у разных народов. Одни из них использовали естественные водоемы с горячими источниками, другие, например скифы, сооружали шалаши-парильни. Последние при этом бросали на раскаленные камни семена конопли и получали сухой пар со специфическим запахом.

Известна была баня и древним индейским племенам. Следуя традиции племен майя, ацтеки строили свои “тамескалы” (бани) в форме куполообразных земляных сооружений. Они использовали влажный горячий пар не только для поддержания чистоты тела, но и в качестве лечебного средства.

Население Древней Руси пользовалось баней, сооруженной из бревен. Предпочтение отдавалось влажному пару.

В Древней Греции до появления бань существовали целые города-курорты со специально оборудованными купальнями, бассейнами с родниками целебных вод, водолечебницами с горячими источниками. У жителей Греции существовал культ богини чистоты Гигии — именно от ее имени произошло хорошо всем известное слово гигиена, что означает “быть здоровым”.

Банные традиции греков были унаследованы у народов Древнего Востока. В “Истории” Геродота сказано о том, что Александру Македонскому во время его восточных походов пришлись по вкусу существовавшие там банные обычаи.

Уже в V-IV вв. до н. э. бани распространились на всей территории Древней Греции. Были открыты не только частные, но и общественные бани, были изданы законы, обязывающие население страны регулярно посещать подобные заведения.

Известно, что греческий ученый-медик Гиппократ изучал и высоко оценил воздействие бани на организм человека. Баню он считал эффективным терапевтическим средством.

Особенно большой популярностью пользовалась баня у греческих спортсменов. Не случайно греческие бани были связаны с именем Геркулеса, героя древнегреческих мифов.

Крестовые походы, знакомство жителей Западной Европы с культурой Востока возродили популярность бани среди европейцев, но, к сожалению, учение о благотворном воздействии бани на организм человека было забыто.

На Руси баня занимала важное место в жизни людей. Из летописи монаха Киево-Печорской лавры Нестора явствует, что в X в. в больших городах Руси, таких как Киев и Новгород, существовало большое количество бань.

Записки арабского путешественника ибн Даста, относящиеся все к тому же X в., свидетельствуют о пристрастии русских к парной бане с обязательным купанием в снегу или в проруби. С большим уважением и неподдельным интересом описывается русская баня и в записках других путешественников, например Адама Олеария. Все они отмечали, что баня удовлетворяла не только потребности русского человека в чистоте, но и была своего рода наслаждением, искусством, панацеей от всех недугов.

Популярностью баня пользовалась не только в среде простолюдинов, но и царей. Именитых иноземных гостей обязательно приглашали попариться в бане. Любое торжество на Руси обязательно сопровождалось походом в баню. Косо, с неодобрением смотрели на тех, кто не любил ходить в баню. Знаменитый русский писатель и историк Н. М. Карамзин приводит любопытный факт: “Дмитрий Самозванец никогда не ходил в баню: жители Москвы заключили из этого, что он не русский”.

В XVIII в. в период царствования царя Алексея Михайловича стали строиться общественные бани. На берегу реки ставился бревенчатый сруб, который внутри разделялся на три части: раздевальное, мыльное и парное помещение. Как и в деревне, городские бани сначала топились дровами.

Различали бани, которые топились по белому (дым через трубу выходил наружу), и бани, которые топились по черному (дым шел прямо в парилку).

В степных районах России в качестве парилки использовали обычную печь, лежа в ней на соломе и брызгая на стенки печи квасом, травяным отваром или простой водой. Получавшийся при этом пар оказывал благотворное действие, поэтому таким способом зачастую парили пожилых и больных людей.

Испанский врач Санчес Антонио Нуньес Рибера, долгое время живший в России, написал во второй половине XVIII в. целый трактат о русской бане, который получил большое распространение не только в России, но и на Западе.

Оставить комментарий

 
<